Как разместить освещение: основные принципы дизайна. Как сделать регулируемый свет в комнате

Как правильно расположить свет в квартире

Как разместить освещение: основные принципы дизайна. Как сделать регулируемый свет в комнате

Дизайнер Екатерина Малая помогла The Village разобраться, для чего нужен светодизайн, что такое ярусы и сценарии освещения и почему уже на стадии планирования электрики необходимо точно знать, где будет стоять ваша любимая статуэтка. 

Екатерина Малая

дизайнер 

Даже если вы нашли «тот самый» оттенок для стен, потратились на деревянные полы, привезли из поездки марокканский ковёр и заказали в Милане мебель из последней коллекции успешного бренда, результат может разочаровать.

Все ваши полугодовые усилия могут быть перечёркнуты одним-единственным промахом — неграмотным освещением. Так бывает, когда на стадии планирования электрику прокладывают наобум.

И не от недостатка старательности, а просто потому, что ещё не решили, где будет стоять диван, какой длины будет обеденный стол, а об аксессуарах вообще не думали. 

Правило первое

Приступайте к планированию электрики, когда готов детальный план расстановки мебели

Как минимум так вы сделаете ваш новый дом удобным для жизни. Выключатели обычно располагают на расстоянии 15 сантиметров от края дверного проёма, с той стороны, где у двери ручка: вы должны быть уверены в схеме открывания двери.

Для верхнего света в спальне я всегда рекомендую своим заказчикам проходной выключатель, чтобы иметь возможность один и тот же верхний свет включить или выключить и у двери, и у кровати. Это удобно также для длинного коридора, ведущего из прихожей в спальни. Но старайтесь избегать большого количества выключателей.

Если на пути от входной двери до кухни вам придётся включить свет больше двух раз, то схема плохая: вы просто не будете пользоваться ею в полном объёме.

Правило второе

Свет должен быть разным

Пространство, в котором мы живём, трёхмерное, и выстраивание освещения ярусами поможет подчеркнуть глубину и объём, что невозможно сделать при помощи единственного источника света.

 Дизайнеры выделяют четыре яруса освещения: верхний (потолочные светильники, люстры, встроенные точечные светильники), первый средний (настенные светильники, бра, торшеры), второй средний (прикроватные лампы, лампы на низких подоконниках и кофейных столиках) и нижний (светильники, встроенные в плинтус и в пол, напольные световые скульптуры).

Чем ниже источник света, тем более интимную атмосферу он создаёт, и наоборот. При включённом верхнем свете (даже если это потрясающе романтичная люстра со свечами и хрустальными подвесками) добиться эффекта уютной комнаты нельзя. Лучше всего для этой цели подходят два нижних уровня освещения — свечи в декоративном камине или настоящий огонь в очаге к ним также относятся.

Правило третье

Не настаивайте на бра

Настенные светильники (первый средний ярус) сейчас не используются самостоятельно. 150 лет назад это были свечи на стене, до которых было легко дотянуться, тогда как люстры зажигали только в особенных случаях. В современных же классических интерьерах бра остались по инерции, в качестве аксессуара. Включаются они редко, и всегда вместе с люстрой.

Многие мои заказчики просят запланировать бра над кроватью. Но это не функционально. Идеальным для спальной зоны является сочетание лампы с мягким рассеянным светом на прикроватной тумбочке и маленького светильника на гибкой ножке для чтения, который можно закрепить на стене или в изголовье. Так вы получите возможность хорошо видеть текст, не утомляя глаз.

Бра же освещает только стену или вашу макушку.

Правило четвёртое

Подумайте о необычных светильниках заранее

Ещё один вид настенных светильников: расположенные на той же высоте, что и классические бра (140-170 сантиметров от пола), они больше похожи на скульптуру или инсталляцию и способны стать центральным элементом в интерьере. Появление таких объектов в квартире лучше не откладывать на последний момент.

Это та самая печка, от которой стоит плясать, продумывая покрытие стен, конфигурацию мебели и даже пропорции помещения.

Если вы просто вывели на стену свободный кабель, чтобы потом подобрать сюда что-нибудь для подсветки тёмного угла, вас ждёт разочарование: света такие светильники дают не сильно больше, чем ночник, и смотреться, скорее всего, будут неуместно.

Правило пятое

Не допускайте ошибок при планировании точечного освещения 

Встроенные, или точечные, светильники пришли к нам вместе с евроремонтом. Многоуровневый потолок с галогенками был призван заменить мещанскую люстру. Прошло уже 20 лет, но многие из нас до сих пор не догадываются, что можно использовать этот инструмент как-то иначе.

Полезно знать, что у каждого точечного светильника есть определённая ширина луча. Если разместить серию точечных светильников с узким лучом очень близко к стене, мы получим ритмичный световой рисунок на поверхности стены, встроенного шкафа или обитого тканью высокого изголовья кровати.

Кроме того, это самый эффектный способ подчеркнуть необычную фактуру — искусственный камень, кирпичную кладку, рельефную плитку.

Встроенные светильники бывают фиксированными и поворотными. Последние особенно удобны для акцентированной подсветки предметов искусства или аксессуаров.

Если вы собираетесь поставить на консоль или каминную полку коллекционный дедушкин парусник, позаботьтесь о паре встроенных в потолок точечных светильников, лучи которых можно будет направить на объект перекрёстно, как софиты на сцену. Ширина луча для акцентного освещения тоже играет большую роль.

40–50 градусов — оптимально для подсветки больших картин. Маленькие же скульптуры в таком потоке света потеряются и сольются со стеной, для них необходим узкий луч шириной 10 градусов.

Частая ошибка — использование в целях точечной подсветки плоских светодиодных светильников. Источник света обязательно должен находиться в углублении, иначе он будет привлекать внимание не к объекту, а к себе самому, и, что ещё хуже, просто слепить глаза.

Это же правило справедливо и для подсветки рабочей поверхности в кухне, особенно если кухня совмещена со столовой. Глаза сидящего за столом человека находятся ниже уровня подсветки, закреплённой под навесными кухонными шкафами.

И если лампы не углублены в дно шкафчиков, яркий свет бьёт в глаза и вызывает дискомфорт. Поэтому качественные современные кухни имеют утолщённое дно со встроенной подсветкой.

Если ваш бюджет не позволяет потратиться на такую модель, на этапе планировки кухни не забудьте добавить специальный плинтус для верхних шкафов и монтируйте подсветку строго за ним.

Правило шестое

Экспериментируйте

Если возможности встроенных светильников постоянно используются в интерьерах на ярусе потолка, то нижний ярус совершенно незаслуженно игнорируется, в то время как встроить точечный светильник в пол ничуть не сложнее.

Такие светильники зачастую являются влагозащитными и оснащены рассеивателями.

С учётом того, что редкий ремонт обходится без выравнивания пола, необходимые для светильника сантиметры от перекрытия до поверхности напольного покрытия найдутся всегда, а в качестве результата вы получаете дополнительный объём и глубину помещения.

Если вы являетесь счастливым обладателем глубоких подоконников, встройте пару миниатюрных точечных светильников в каждый из них вблизи откосов. Так вы, во-первых, подчеркнёте прекрасную архитектурную особенность вашей квартиры, а во-вторых, получите ещё один мягкий источник света на среднем ярусе.

Правило седьмое

Отнеситесь внимательно к выбору света для ванной комнаты

Свет в ванной комнате зачастую незаслуженно остаётся без внимания. А ведь он способен до неузнаваемости изменить помещение.

 Примените ярусное освещение, встройте светодиодную ленту в углубление в экране ванны (получится эффект «парящей ванны») и под раковиной, обрамите встроенными в пол светильниками выступ с подвесным унитазом и дверной проём.

Используйте влагозащитные двунаправленные светильники в мокрой зоне: снопы света заставят заиграть вашу мозаику на стене.

Отдельного внимания заслуживает зона зеркала. Помните, что угол падения равен углу отражения, и используйте это правило, чтобы максимально выгодно осветить своё лицо.

Распространённая ошибка — размещать над зеркалом настенный светильник на ножке, яркий свет которого направлен вниз. Ваше отражение при таком освещении будет казаться старше на 15 лет, цвет лица будет выглядеть безжизненным, на нём появятся глубокие складки, а под глазами — мешки.

С лицом произойдёт то же самое, что и с фактурной стеной, которую подчеркнули встроенными светильниками: его рельеф многократно усилится за счёт жёстких теней. Выбирайте поворотный светильник и направляйте луч или используйте рассеянную круговую подсветку зеркала.

Хорошей альтернативой могут стать два настенных светильника по обе стороны от зеркала: их перекрёстный свет уберёт ненужные тени.

Правило восьмое

Не перебарщивайте со светом на кухне

Принято думать, что много света на кухне не бывает. Как правило, апологеты этого принципа размещают большое количество лампочек на потолке, создавая сетку из точечных светильников.

Ничего, кроме резких теней, неестественных лиц и атмосферы операционной, таким образом добиться нельзя.

А между тем главное на кухне — подсветка рабочей зоны и правильное освещение обеденного стола, от которого зависит атмосфера и продолжительность семейных ужинов.

Светильник над столом должен обязательно иметь длинный подвес. Если он находится выше 150 сантиметров от пола, то, опять же, отбрасывает тени на лица и недостаточно освещает стол.

Выбирайте светильник с широким абажуром из плотного материала: идеальная форма для круглого и квадратного стола — большая перевёрнутая миска. Габариты стола должны быть известны заранее, иначе вам не избежать переноса светильника.

А натяжной потолок в зоне столовой вообще не даёт права на ошибку. 

Дополнить схему освещения в кухне можно встроенной подсветкой на нижнем ярусе: например, вмонтируйте светодиодную ленту в дно нижних шкафов или точечные светильники в цоколь кухни.

Правило девятое

Самое важное — сценарии освещения

Вечер в кругу семьи, детский день рождения, домашняя вечеринка, работа дома, романтический ужин — очевидно, что в разных ситуациях вам понадобится разный свет.

Для больших квартир и сложных схем идеальное решение — установка системы «умный дом», которая будет управлять не только освещением, но и акустической системой, шторами на электроприводе и тёплыми полами.

Сценарий освещения в этом случае программируется и может быть изменён по вашему желанию.

Если же вам необходимо раз и навсегда продумать группы включения осветительных приборов и развести их по выключателям, руководствуйтесь воображаемыми ситуациями.

Если вы ночью идёте в туалет, яркий свет вам совершенно не нужен.

Значит, одной клавишей должна включаться вся мягкая подсветка — нижний ярус, подсветка ниш, а второй клавишей, на которую заведён заливающий верхний свет, вы будете пользоваться во время уборки или утром, чтобы проснуться.

Средний ярус в гостиной удобно завести на один выключатель.

Вы когда-нибудь обращали внимание, как герои американских фильмов приходят домой и одним щелчком включают все настольные лампы и торшеры? Это так называемый вечерний сценарий освещения, идеальный в ситуации, когда вы вернулись после долгого трудового дня и мечтаете об одном — броситься на диван.

Но не следует группировать светильники исключительно по принципу ярусности. Не бойтесь проявить фантазию: например, мягкий вечерний сценарий для коридора может включать в себя нижнюю подсветку и подсвеченную стенную нишу в тупике. Всё это — ваш сценарий и ваша драматургия.

ФОТОГРАФИИ: обложка — shutterstock.com / Ventura, 1 — shutterstock.com / Yarik, 2 — shutterstock.com /ER_09, 3 — shutterstock.com / AnnaTamila, 4 — archiproducts, 5 —  shutterstock.com / ShortPhotos, 6 — shutterstock.com / ARZTSAMUI , 7 — shutterstock.com / Photographee.eu , 8 — shutterstock.com / Henrik Winther Andersen, 9 — shutterstock.com / Jacek_Kadaj

Источник: https://www.the-village.ru/village/service-shopping/design-hack/224021-light

Школа светодизайна: как организовать освещение в спальне

Как разместить освещение: основные принципы дизайна. Как сделать регулируемый свет в комнате

Мастер светодизайна Инго Маурер однажды прямо заявил: «Плохой свет делает человека несчастным». Хотим ли мы быть несчастными в собственной спальне? Вопрос риторический. Место, где мы спим, должно создавать спокойствие и комфорт. Зная, как организовать освещение в спальне, вы придадите комнате нужную атмосферу и подчеркнёте достоинства интерьера.

Что учесть на этапе планирования освещения

Освещение нужно планировать заблаговременно. Если вы делаете ремонт помещения, то само собой схема планировки должна быть продумана заранее, а электрическая разводка сделана на этапе монтажа или стартовой отделки стен, перегородок, потолка.

В спальне мы спим — это понятно. Но не стоит забывать, что это еще и место для отдыха, и место для чтения книг перед сном. В некоторых интерьерах в спальне расположен рабочий стол. А кто против просмотра телевизора перед сном, лёжа на кровати? В конечном итоге мы понимаем, что спальня — своего рода многоцелевое помещение.

Для организации пространства в таких помещениях дизайнеры используют приёмы зонирования. Управление светом — один из этих приёмов. Условно всё освещение в спальне делят на дневное, вечернее и ночное.

В дневном освещении преимущественно используется естественный свет из окна.

 При недостатке такого света его отражают и перенаправляют такими поверхностями как: зеркала, светлые стены, глянцевые элементы интерьера.

Искусственное освещение используют как основное освещение в тёмное время суток и как решение функциональных задач спальни.

Что учесть при проектировании спальни

Все искусственное освещение дизайнеры делят на 4 яруса:

  • верхний — светильники на потолке, люстры, закарнизная подсветка;
  • первый средний — светильники на стенах (бра), торшеры;
  • второй средний — лампы у кровати, на столиках;
  • нижний — светильники, встроенные в нижнюю часть стены или пол.

Если придерживаться этого расположения, то можно визуально придать объём помещению, а управление ярусами света даст возможность менять настроение комнаты. Используя нижний ярус освещения можно создать камерное настроение в интерьере. Такой же антураж с включённым верхним ярусом вряд ли получится. Системы управления светом заслуживают отдельной статьи.

При составлении плана размещения световых приборов учитывайте расстановку мебели, так как расстановка светильников целиком зависит от нее.

Некоторые правила светового дизайна спальни

  • Светильники в различных зонах должны гармонировать друг с другом по цвету и форме, составляя единую композицию.
  • Свет в спальне должен быть мягким. При использовании точечных светильников обязательно выбирайте светильники с утопленными источниками света, чтобы свет не «бил в глаза».
  • Единообразие должно касаться и выбора источников света (ламп) для светильников в рамках одного яруса.
  • Управление освещением должно быть удобным. Нужно заранее продумать места для выключателей. Задумайтесь о дистанционном управлении, либо полной автоматизации освещения.
  • Задумайтесь над организацией и размещением точечных светильников на полу или в нижней части стены — необычный подход к освещению, он не так сложно реализуем и несёт определенную функциональную составляющую.
  • Интересным решением в дизайне будет закарнизное освещение — светодиодные ленты (в некоторых случая применяют люминесцентные лампы, но светодиоды популярнее), расположенные в нише карниза потолка. Такое решение создаст мягкий отражённый свет, сделает потолок визуально выше и не займёт много места.

Зонирование освещения в спальне

Для выделения зон необходимо сочетать общее (рассеянное) и локальное (направленное) освещение.

Центральная зона. В спальне необходим мягкий и рассеянный свет, предназначенный для общего освещения в темное время суток. Обычно в качестве источника используют люстру или потолочный светильник. Место расположения — геометрический центр помещения. Ещё её часто располагают в центре пространства над кроватью.

Люстра с открытыми источниками света (лампами) и множеством светоотражающих элементов (например, хрустальными подвесками или зеркальными элементами) может только раздражать глаза. Лучше сделать выбор в пользу модели с тканевыми абажурами. В маленьких спальнях не стоит использовать крупные люстры, лучше отдать предпочтение накладным светильникам с небольшой высотой.

Прикроватная зона. Прикроватный свет — локальное освещение. Его задача — комфортное чтение или работа на ноутбуке в темное время суток. Светильники этой зоны не только выполняют функциональные задачи, они как правило являются не маловажными элементами декора.

В качестве таких светильников выступают настольные лампы на прикроватных тумбах, некоторые подвесные светильники, настенные светильники (бра). Иногда встречаются варианты исполнения изголовья кровати со встроенной подсветкой. Стоит позаботиться о возможности направления света и регулировке яркости для того, чтобы не мешать заснувшему партнёру.

Рабочее место. Во многих современных спальнях оборудована зона с рабочим столом. Здесь оптимальным вариантом станет настольная лампа.

Tolomeo от фабрики Artemide

Если же в данной зоне находится только кресло для чтения, то лучше всего использовать торшер или светильник на гибкой ножке.

Зеркало. В спальне может быть расположен туалетный столик, который так же нуждается в правильном освещении. Дизайнеры советуют использовать следующую комбинацию приборов: центральный рассеивающий светильник над зеркалом плюс по светильнику с каждой стороны.

Различные элементы интерьера, требуют отдельной подсветки: шкафы-купе, контуры потолка, ниши, подиумы, картины, скульптуры. Широчайшие возможности для фантазии дизайнера открывают подвесные потолки.

Светодизайн — это не просто гармонично подобранные и красивые светильники, а целая область дизайна, где изучают взаимодействие света и пространства, воздействие цвета и света на психологическое и физическое состояние человека, его настроение и эмоции. К вопросу отдыха нужен правильный подход. Зная основы организации освещения в спальне, вы сможете легко сформулировать свою задачу специалистам в салоне света.

Подписывайтесь на обновления блога, чтобы не пропустить новые статьи о светодизайне.

Источник: https://www.o-svet.ru/blog/lighting-in-the-bedroom/

Как правильно организовать освещение комнат в квартире

Как разместить освещение: основные принципы дизайна. Как сделать регулируемый свет в комнате

От организации освещения напрямую зависит восприятие оформления комнаты и то, как человек себя будет в ней чувствовать. Правильно подобранный свет способен создать и подчеркнуть акценты в интерьере, зрительно увеличить или уменьшить пространство, и помочь в зонировании помещения. При этом важно учитывать особенности подбора освещения для конкретно взятого типа квартиры.

Чтобы пространство казалось больше и светлее, а жилище наполняли уют и тепло, необходимо тщательно продумать освещение в квартире.

Освещение в современной квартире студии используется для деления на зоны. Дизайнеры рекомендуют акцентировать с помощью более мощных ламп, по температуре освещения близких к дневному свету, зону кухни. А для места отдыха хорошо подойдет приглушенный свет.  Нормы освещения студии зависят от ее площади – на каждые 5 квадратных метров должно приходится не менее 60-75 кВт мощности.

Световые источники должны давать чувство уверенности в том, что все находится на своих местах.

Свет в стандартной однокомнатной квартире должен исходить от восьми светильников, включая и базовое и местное освещение. Совокупная минимальная мощность ламп по правилам должна быть приближена к 300 кВт.

При планировании системы освещения квартиры небольшой площади нельзя перегружать ее чрезмерным количеством светильников.

В двухкомнатной квартире девять осветительных приборов совокупной мощностью 560 кВт обеспечат достаточный уровень освещенности.

Освещение в квартире бывает естественным и искусственным. Для достижения наилучшего результата нужно грамотно сочетать оба этих источника света.

Для трешки необходимы одиннадцать источников света. Без учета декоративной подсветки, их суммарная мощность должна приближаться к 660 кВт.

Если окна квартиры выходят на теневую сторону и солнце в помещении – редкий гость, не стоит закрывать окна плотными шторами.

Важно! В современных условиях при создании проекта освещения будет более корректно ориентироваться не на уровень мощности, а на светопередачу лампы и ее тип. Суммарный индекс светопередачи зависит от типа используемых ламп. Это отношение выделяемого потока света к мощности лампы. Например, у лампы накаливания индекс минимален – 15 лм/Вт. А у галогеновых он в четыре раза больше – 60-90 лм/Вт

Модные варианты освещения в интерьере квартиры

Люстры – разновидность подвесных светильников на несколько лампочек. Плюс такого светильника – рассеянный свет, который при желании можно направлять вверх или вниз.

Плафоны, направленные вверх, дают эффект зрительного увеличения комнаты по вертикали. Свет такой направленности более мягкий, и рекомендуется для спальни, детской комнаты, гостиной.

Направленные вниз световые лучи дают яркое освещение в квартире, и рекомендованы для освещения рабочего пространства.

Подбор типа люстры зависит от стиля интерьера.

Торшеры – вариант местного освещения. Такой напольный светильник дает мягкий, рассеянный свет, чем делает помещение более уютным. Торшеры бывают стационарными и переносными. Для квартиры используют переносной вариант. У некоторых светильников есть дополнительный модуль с направленным светом, который удобно применять для рабочей зоны или для чтения в зоне отдыха.

Современные модели дают возможность регулировки силы светового потока.

Важно! В торшере, абажур которого выполнен из легковоспламеняющегося материала, рекомендуется использовать светодиодные лампы с теплым светом. Лампы накаливания и галогенные дают сильный нагрев, в результате чего ткань или дерево могут загореться.

Настольные лампы – такое освещение применяется и в рабочем кабинете или зоне (направленный яркий свет), так и в месте для отдыха (например, на прикроватной тумбочке). В последнем случае свет более мягкий и приглушенный.

Дизайнерская настольная лампа может стать достойным украшением интерьера.

Бра – это светильник, который представляет собой конструкцию из художественно выполненных рожков с абажурами. Он создает мягкую, уютную атмосферу, благодаря своему приглушенному свету. Бра используют и в качестве источника базового освещения, как замену люстре в комнатах с низкими потолками. В этом случае применяют более мощные лампы в сочетании с почти прозрачным абажуром.

Что касается искусственного освещения, то оно должно быть многоуровневым, чтобы полностью охватить все функциональные зоны.

Обратите внимание! Иногда путают бра и настенный светильник. Однако не любой настенный светильник является бра. Название «бра» произошло от французского bras – «рука».

И действительно, очертания светильника в профиль напоминают вытянутую руку, держащую плафон. Обычно абажур направлен вверх. А обычные светильники-споты можно регулировать в каком угодно направлении.

Кроме того, бра имеет собственный выключатель – шнур или кнопку, в то время как светильники управляются настенным выключателем, как и люстры.

Потолочные и настенные споты или софиты. Это накладные или встраиваемые точечные светильники, обычно с LED-лампой. Они отличаются направленным световым лучом, направление которого можно регулировать, создавая световые зоны в помещении.

Споты используются и как трековые светильники.

Трековые или шинные светильники – современная система освещения, где источники света крепятся к направляющему профилю (шинопроводу), и при необходимости передвигаются по нему. Такие светильники могут быть настенными и потолочными. Они применяются с одинаковым успехом и в качестве базового, и в качестве местного освещения. С помощью панели управления можно регулировать их яркость.

Трековые светильники в интерьере квартиры на фото гармонично смотрятся в интерьере хай-тек, лофт, модерн.

Светодиодные ленты и шнуры используются для местной подсветки и декоративного освещения. Ночная подсветка в квартире может быть выполнена из светодиодных лент на полу, потолке или стенах. Минус такой подсветки – отсутствие возможности регулировки яркости.

Создание глубоких теневых зон в помещении квартиры не желательно.

Оптические волокна – применяются для дизайна декоративного освещения и подсветки ночью в квартире.

Это система с источником света (так называемый проектор), и кристаллом или линзой для преломления светового луча на конце оптоволокна.

С помощью этой осветительной системы можно добиться прекрасного декоративного эффекта (например, создать «северное сияние» или «звездное небо» в интерьере комнаты).

В качестве светового источника можно применять галогеновые лампы.

Основные виды ламп для создания освещения в квартире

Основные типы ламп, которые используются в настоящее время.

  • Лампы накаливания – наиболее дешевый вариант. Свет лампочки накаливания обладает спектром, приятным глазу, и при этом не мерцает, как у люминесцентной. К тому же, они служат недолго, и довольно хрупкие.

У этого типа ламп есть ощутимый минус – большое потребление электроэнергии.

  • Люминесцентные лампы – служат дольше ламп накаливания и обладают сравнительно большей светоотдачей. Старые модели не получили популярности из-за неприятного белого света и характерного потрескивания. Сейчас есть возможность подобрать подходящий цвет освещения, и в новых модификациях треска уже не слышно.

Мерцание света от такой лампы может навредить зрению. Поэтому для постоянного освещения этот вариант не рекомендуется.

  • Галогенные лампы – больше всего подходят для создания местной подсветки. Это связано с тем, что они дают узкий, направленный пучок световых лучей. Поэтому такие лампы – идеальный инструмент для местного освещения. Следует минимизировать их соприкосновение с пожароопасными материалами – поверхность лампы может сильно нагреваться.

Их мерцание минимально, и не наносит существенного вреда глазам.

  • Светодиодные или LED-лампы – новый и оптимальный вариант в плане экономичности. Современные LED-лампы могут использоваться как полноценная замена лампам накаливания.

Есть возможность выбора как теплого, так и холодного освещения разной мощности.

Важно! При использовании ламп накаливания, светильники нужно выбирать из термостойких материалов. Этот тип лампочек быстро нагревается и создает высокую температуру на поверхности абажура.

Гостиная

  • При расчете базового светового оформления нужно учесть площадь и форму комнаты. Для стандартного зала в типовой квартире будет достаточно одной многорожковой люстры. Для площади свыше 25 кв. м. необходимо увеличить количество источников света. В этом случае хорошо подойдут встроенные или трековые светильники. Если гостиная имеет прямоугольную форму – желательно установить два источника освещения в противоположных концах комнаты.
  • Источники локального освещения (бра, торшеры, настольные лампы) помогут разделить гостиную на зоны. Например, в зоне отдыха будет уместен торшер или бра, а в рабочей зоне – настольная лампа с холодным светом.
  • С помощью декоративной подсветки в гостиной можно подчеркнуть элементы интерьера – картины, ниши, вазы и т.д. Хорошим способом это сделать станет подсветка ниши с телевизором, или закарнизная подсветка по периметру комнаты.

В качестве основного источника часто используется люстра.

Внимание! При подборе люстры для гостиной необходимо помнить правило: высота от края люстры до пола не должна быть меньше 210 см. Поэтому в комнате с низким потолком массивная люстра будет неуместна. А проблему освещенности легко решить с помощью настенных или потолочных спотов.

Спальня

  • Базовый свет не должен быть холодным и ярким, так как спальня – место отдыха. Здесь применяются люстры с направленными вверх плафонами, или непрозрачные абажуры потолочных светильников. Идеальный вариант – регулировка интенсивности основного освещения.
  • Местное освещение – в первую очередь, это подсветка у кровати. В качестве источников света используются бра, настенные светильники с мягким светом, настольные лампы, торшеры. Для подсветки зеркала или туалетного столика применяют точечное освещение с двух сторон.
  • Декоративное освещение – уместны будут светодиодные шнуры в качестве ночной подсветки. А оптоволоконная система поможет создать эффектное ночное освещение.

Очень красиво смотрятся светильники, встроенные в натяжные потолки, либо в подвесные конструкции из гипсокартона.

Кухня

Базовое освещение в кухне не должно быть чересчур ярким, так как в первую очередь нужна подсветка рабочих поверхностей. Это стол, на котором готовят пищу, плита или варочная поверхность. В качестве дополнительного освещения плиты применяют вытяжки с встроенной подсветкой. В обеденной зоне уместен более мягкий и теплый свет.

Стол можно освещать с помощью точечных светильников с направленными лучами.

Детская

Все светильники должны быть из ударопрочных материалов, и расположены вне доступа детей. Обязательно позаботиться о профилактике возгораний – обратить внимание на тип лампочек и целостность проводки.

Ключевое при организации освещения в детской комнате – безопасность.

Организовывая интерьер в детской, важно выделить зону отдыха и рабочую (где ребенок будет, например, делать уроки). Для рабочей зоны используют более яркое, точечно направленное освещение.

Прихожая

Прихожая, как правило, лишена естественного освещения. Поэтому искусственное должно быть наиболее ярким в квартире. Для визуального увеличения пространства применяют настенные споты, направленные на верхнюю часть стены.

Дополнительно можно подсветить зеркало в прихожей, или гардеробную зону.

Ванная и туалет

Здесь главное – влагоустойчивость источников света. Лучше всего себя показали встроенные потолочные споты, желательно со светом, приближенным к дневному. При организации местного освещения (возле умывальника или зеркала) не стоит направлять лучи сверху. Оптимальный вариант – боковые светильники с двух сторон.

В ванне или душевой кабине может присутствовать собственная подсветка.

Виды умного дистанционного управления светом в квартире

Современные системы «Умный дом» дают возможность управлять освещением дистанционно. Беспроводное управление, например, с помощью мобильного телефона, обеспечивает:

  • световое сопровождение передвижений по квартире с помощью датчиков;
  • переключение режимов энергоснабжения;
  • отключение всех или части осветительных приборов;
  • регулировку уровня освещенности;
  • включение декоративной подсветки;
  • имитацию присутствия хозяев в квартире (включение света в их отсутствие);
  • объединение с другими системами (например, автоматическим опусканием штор).

При удачном чередовании различных источников света и тени можно скрыть имеющиеся недостатки и выделить сильные стороны помещения.

Основные виды систем управления:

  • Локальные – в отдельно взятом помещении.
  • Глобальные – чаще всего применяются в квартирах. В этом случае датчики присутствуют во всех комнатах.

Современный светодизайн активно применяется в оформлении помещений.

Фото освещения в интерьере квартиры и фото идей декоративной подсветки дают наглядное представление об уникальных возможностях светового оформления.

50 вариантов дизайна освещения комнат в квартире:

Источник: https://dizainexpert.ru/interer/kak-pravilno-organizovat-osveshhenie-komnat-v-kvartire/

Как разместить освещение: основные принципы дизайна

Как разместить освещение: основные принципы дизайна. Как сделать регулируемый свет в комнате

При проектировании интерьера освещению стоит уделять особое внимание. Ведь оно способно не только вносить свет в помещение, но и создавать настроение, особую атмосферу.

В Украине или России этот вопрос стоит особенно остро, потому что климат достаточно суровый и не позволяет в большинстве случаев проектировать панорамные окна в пол.

За счет этого даже дневного света мы не всегда получаем необходимое количество.

Сегодня мы бы хотели на примере интерьеров известного во всем мире мастера дизайна и освещения Келли Хоппен обсудить некоторые принципы расположения источников освещения в квартирах и домах. Итак, как правильно располагать источники освещения в комнатах?

MНОГОУРОВНЕВЫЙ СВЕТ

Эта комната — отличный образец для рассмотрения. В ней мы видим 2 вида освещения, расположенные на шести плоскостях.

Первый тип — функциональный свет. Это те источники, которые вырабатывают свет, необходимый непосредственно для каких-то практических нужд. Так люстра здесь отсутствует, ее заменяют вмонтированные точечные светильники по всему периметру комнаты.

Примечательно, что на стене с гардеробными шкафами их расположили прямо напротив открывающейся дверцы, чтобы дополнительно осветить эту зону. Вторым источником функционального света можно назвать направленные споты над прикроватными тумбами.

Как вы уже, наверное, догадались, они очень удобны для вечернего чтения.

Второй тип — декоративное освещение. Оно призвано создавать настроение. Обязательно позаботьтесь о том, чтобы все эти источники были выведены на отдельные выключатели. Так вы сможете грамотно регулировать количество света.

Давайте перечислим все его уровни: первый — подсветка кровати и диванов снизу, второй — подсветка снизу навесных тумб и полок, третий — свет в нише за диваном, четвертый — декоративные бра, пятый — закарнизная подсветка потолка.

Подсветки такого рода лучше всего делать из светодиодных лент — они экономичны, занимают минимум места и имеют широкий спектр цветов.

ПОДВЕСЫ

В этой спальне использована замечательная идея подвесов над прикроватными тумбами. Их можно опустить до той же высоты, на которой располагают прикроватные бра. Они не занимают место на тумбах и выглядят очень актуально в этом сезоне.

Настольные лампы

В этой спальне на мансардном этаже по обе стороны от кровати на тумбах стоят настольные лампы на высоких ножках. Свет от них очень выгодно оттеняет архитектуру стен в комнате.

БРА

Два бра по обе стороны от изголовья — это уже классический прием. Но он не теряет своей актуальности и сейчас. Кроме того, удачно подобранные такого рода светильники могут стать настоящим декоративным шедевром.

Высота расположения бра у кровати — не менее 120 см, лучше 140-160, в зависимости от высоты спального места и изголовья.

Лампы направленного света

Лампы такого плана больше напоминают офисные. Они часто имеют мобильное основание с поворотником и небольшую лампу, минимально закрытую абажуром. Такие лампы очень удобны для чтения и занимают минимум места на прикроватном столике.

ТОРШЕРЫ

В гостиной торшер станет отличным источником света в зоне отдыха. Он дает мягкий и приглушенный свет именно в той части комнаты, где это необходимо. Вы словно оказываетесь в островке света. К тому же, этот способ освещения достаточно экономичен. Приобретайте торшеры с высокой «ногой» и возможностью поворота. Чем больше света от него вы хотите добиться, тем светлее должен быть абажур.

Закарнизная подсветка

Такого рода освещение несет чисто декоративную функцию. Оно не дает света нужной интенсивности, зато очень эффектно выглядит.

Если вы поклонник такого рода декоративных ходов, на этапе ремонта необходимо спроектировать гипсокартонный короб с так называемым «карманом», в который можно будет положить саму подсветку. Тут же, на высоте 5-8 см от потолка нужно сделать вывод для подключения лампочек к сети.

Подсветка в полу

Этот ход можно смело назвать самым нетрадиционным. Его сложно проектировать и при перестановке присутствие лампочек на полу может создавать своего рода трудности, но по сравнению с тем эффектом, который создает подсветка в полу, все эти неурядицы уходят на второй план.

Решившись на подобное освещения, преодолевайте соблазн расположить его в нескольких местах — чтобы ваш дом не утратил эстетики и ощущения дома, используйте такую подсветку только в одной комнате и не более пяти точек. Лампочки по мощности ставьте тусклые, чтобы они давали мягкий легкий отблеск света.

Точки по периметру

В большой гостиной совершенно необязательно использовать люстры. Вы вполне можете обойтись и точечным светом. Расположите столько точек, сколько вам будет необходимо, отталкиваясь от среднего расстояния между ними около 80 см.

Вы можете сделать опуск потолка, чтобы максимально скрыть источники света, а можете использовать современные накладные светильники, которые имеют высоту до 8-10 см и будут монтироваться непосредственно на существующий потолок, при это не «воруя» его высоту.

Централизованное освещение

Всеми любимые люстры — они дают много света, являются отличным мощным источником, впечатляют разнообразием форм и цветов. Люстру подбирайте, отталкиваясь от высоты потолка — чем выше потолок, тем ниже вы можете позволить себе опустить люстру.

В комнате прямоугольной формы повесьте люстру по центру комнаты, а если помещение имеет более сложную форму с глубокими нишами, возможно, есть смысл там же расположить еще и другие дополнительные источники.

Подвесы над обеденным столом

Над обеденным столом правильно было бы разместить отдельный источник освещения. И его форма должна соответствовать форме стола.

Если стол круглый, подвес тоже может быть круглым, если же стол прямоуголный и длинный, люстра над ним, скорее всего, должна повторять эту форму, иначе вам просто не удастся равномерно осветить всю плоскость стола.

При желании вы можете использовать не один подвес, а несколько. Для этого перед выводов проводов определитесь с моделью, и, отталкиваясь от размеров абажура, размечайте места вывода.

Подсветка рабочей зоны на кухне

Для подсветки рабочей зоны, которая является функциональным элементом и очень облегчает процесс готовки, воспользуйтесь либо светодиодной лентой, либо точечными светильниками.

Располагать точечные источники света лучше по центру навесных шкафчиков. А светодиодную ленту можно выкладывать прямо у стены.

Вот так, на примере работ одного из лучших английских дизайнеров Келли Хоппен мы смогли расширить свой спектр используемых источников освещения. Если у вас возникли идеи относительно вашего дома, не бойтесь воплощать их в жизнь. Только прежде обязательно посоветуйтесь с профессионалами в этой области насчет технической стороны вопросы.

Удачных вам свершений на почве проектирования освещения!

Источник: https://kvartira.mirtesen.ru/blog/43480246106/Kak-razmestit-osveschenie:-osnovnyie-printsipyi-dizayna

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.